Божественный институт брака

Божественный институт брака

Тема

Введение 

В 1995 году Церковь Иисуса Христа Святых последних дней опубликовала документ под названием «Семья. Воззвание к миру», в котором провозглашаются следующие истины о браке:

«Мы, Первое Президентство и Совет Двенадцати Апостолов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, торжественно провозглашаем, что брак мужчины и женщины предначертан Богом, и в замысле Творца, определяющем вечную судьбу Его детей, семье отведено центральное место…

Семья предначертана Богом. Брак мужчины и женщины имеет фундаментальное значение в Его вечном плане. Дети имеют право быть рожденными в рамках супружества и воспитываться отцом и матерью, строго соблюдающими свои брачные обеты.» [1]

Со времени публикации данного заявления, институт брака столкнулся со многими испытаниями. Самым значительным из них стало признание некоторыми государствами, штатами  [США] и провинциями однополых браков – формальных союзов между двумя лицами одного пола – эквивалентными традиционному браку. Тем не менее, божественные цели создания брака не изменились. Одна из целей данного документа – подтвердить заявление Церкви о том, что брак – это законный союз между мужчиной и женщиной.

Другая цель – подтвердить, что Церковь придерживается единого, неизменного стандарта сексуальной нравственности: Бог считает допустимыми интимные отношения только между мужем и женой, связанными узами брака.

Третья цель – обозначить причины, по которым Церковь считает своим моральным долгом защищать  брак между мужчиной и женщиной. Противодействие однополому браку со стороны Церкви происходит из ее доктрины и учений, а также из озабоченности последствиями, которые однополый брак будет иметь в отношении религиозной свободы, общества, семей и детей.

Четвертая цель данного документа – подтвердить, что члены Церкви должны придерживаться цивилизованного и уважительного подхода к вопросу однополых браков и должны относиться ко всем людям с любовью и человечностью.

Жизненно важная роль брака

Брак священен и был установлен Богом еще до основания мира. Иисус Христос подтвердил божественное происхождение брака: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, Так что они уже не двое, но одна плоть». [2]

С самого начала, священная природа брака была тесно связана с силой продолжения рода. После того, как Бог создал Адама и Еву, Он повелел им плодиться, размножаться, и наполнять землю. [3] У них родились дети, и они стали первой семьей. Только мужчина и женщина, совместно, обладают природной биологической способностью зачатия детей. Эта сила продолжения рода – создавать жизнь и приводить духовных детей Бога в этот мир – божественный дар. Неправомерное использование этой силы подрывает институт семьи. [4]

На протяжении тысячелетий, крепкие семьи были фундаментальным институтом, через который будущим поколениям передавались моральные принципы, традиции и ценности, на которых держится цивилизация.  В 1948 году страны мира приняли Всеобщую декларацию прав человека, в которой подтверждается, что  «семья является естественной и основной ячейкой общества».[5]

Брак – это не просто контракт между людьми, скрепляющий их привязанность и предусматривающий взаимные обязательства. Скорее, брак и семья – это необходимые инструменты для того, чтобы растить и воспитывать детей и помогать им стать ответственными взрослыми. На протяжении веков государственные органы разных стран признавали, что брак – это необходимый институт для сохранения общественной стабильности и продолжения самой жизни. Независимо от того, заключались ли браки во время религиозного обряда или гражданской церемонии,  почти в каждой культуре супружеский союз защищался и поддерживался государством, прежде всего, с целью сохранения и создания благоприятных условий для этого института, играющего первостепенную роль в воспитании детей и обучении их моральным ценностям, лежащими в основе цивилизации.

Действительно, у некоторых супружеских пар, по их собственной воле или из-за бесплодия,  не будет детей. Особый статус брака, тем не менее, тесно связан с присущими ему силой и обязанностями, связанными с продолжением рода, а также с природными половыми различиями. В противоположность этому, однополый брак представляет собой институт, более не связанный с полом – с биологической реальностью и взаимодополняющей природой мужчины и женщины. Его следствием становится отрыв брака от его центральной роли в создании жизни, поддержании проверенных временем ценностей и культивировании семейных  уз, проходящих из поколения в поколение.

В последние десятилетия высокий уровень разводов и рождения внебрачных детей привели к исключительно большому количеству родителей-одиночек. Многие из них воспитывают примерных детей. Однако, широкомасштабные  исследования показали, что, как правило, муж и жена, сплоченные в браке, основанном на любви и преданности, создают оптимальную атмосферу для заботы, обучения и воспитания детей. [6] Отчасти, это связано с тем, что жены и мужья подходят к выполнению этой задачи, используя различные, в силу своей половой принадлежности, качества и сильные стороны. Видный ученый в области семейных отношений  сказал: «Доказательства, полученные социологами, поддерживают идею о том, что воспитание детей разнополыми родителями имеет важное значение в развитии человека, а также то, что вклад отцов в воспитание детей играет уникальную и незаменимую роль . . . Взаимодополняемость мужского и женского стилей воспитания поразительна и играет огромную роль в общем развитии ребенка». [7]

Ввиду тесной, существующей долгое время связи между браком, продолжением рода, полом и исполнением родительских обязанностей, однополый брак не может рассматриваться просто как предоставление нового «права». Это пересмотр самой природы брака, имеющий долгосрочные последствия.  Он означает фундаментальные изменения в институте брака, противоречащие целям Бога в отношении Его детей и в долгосрочной перспективе наносящие ущерб обществу.

Угрозы браку и семье

В наше время традиционный брак и семья – состоящий из мужа и жены, воспитывающих детей в крепком союзе, – попадает под постоянно усиливающиеся нападки, имеющие негативные последствия. В 2012 году 40% всех детей, рожденных в США,  родились  у незамужних женщин. [8] Среди матерей до 30 лет, более 50% детей родились вне брака. Также, с 1980-х годов количество заключаемых браков снижается. Такие тенденции не предвещают ничего хорошего для развития подрастающего поколения.

Широкий спектр социальных бед, способствующих ослаблению роли семьи и брака, включает в себя развод, сожительство вне брака, рождение детей вне брака, порнографию, неверность в браке, аборты, напряженность, связанную с безработицей и бедностью и многие другие социальные явления. На протяжении долгого времени Церковь поднимала эти вопросы, стремясь помогать членам Церкви. То, что данный документ сфокусирован на однополых браках, не умаляет серьезности других, существующих долгое время, проблем.

В последние годы движение, пропагандирующее однополый брак как неотъемлемое или конституционное право, получило широкое распространение. Судебные решения, законодательные акты и референдумы легализовали однополые браки в некоторых странах, штатах и административно-территориальных единицах. В ответ, общественные и религиозные лидеры разной веры и убеждений показывают, что пересмотр определения брака со временем еще больше ослабит институт брака, что приведет к негативным последствиям как для взрослых, так и для детей. [9]

Большое число людей по всему миру понимают, что традиционный брак всегда играл и должен продолжать играть ключевую роль, если мы хотим, чтобы дети и семьи были защищены, а моральные устои переходили из поколения в поколение. Так как вопрос однополых браков поражает институт семьи в самое сердце и потенциально будет иметь огромное влияние на благополучие детей, Церковь безоговорочно подтверждает, что брак должен оставаться законным союзом между мужчиной и женщиной.

Неизменность нравственных стандартов

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней учит, что Бог установил четкие стандарты нравственности для Своих детей, и они отвечают перед Ним за свое поведение. Эти стандарты не могут быть изменены рассуждениями, эмоциями, личными интересами или мнением смертных людей. [10] Без высшей власти Бога, как это было открыто в Священных Писаниях и через Его пророков, светское общество запутается и будет дрейфовать.

Многие сторонники однополых браков утверждают, что традиционные стандарты сексуальной нравственности изменились, и «терпимость» означает, что новые стандарты должны быть признаны и приняты на законодательном уровне. Если терпимость означает, что мы должны относиться к другим с добротой и уважением, если их точка зрения отличается от нашей, то это является важной ценностью в любом демократическом обществе. Но, как отметил Старейшин Даллин Х. Оукс: «Быть терпимым не означает, что человек должен отказаться от своего мнения или своих стандартов по политическим или общественным вопросам. Терпимость – это способ реакции на многообразие, а не команда оградить его от рассмотрения. [11] Спаситель учил, что мы должны любить грешника, не оправдывая греха. В случае с женщиной, которую застали при совершении прелюбодеяния, Он по-доброму отнесся к ней, но сказал больше не грешить. [12] Его пример показал наивысшую возможную степень любви.

В дополнение к аргументу о «толерантности», которым обосновывается необходимость изменить определение брака, сторонники легализации однополых браков также используют аргумент «равенства перед законом». Но ни один из земных законов не может изменить или отменить нравственные стандарты, установленные Богом. Так же как не могут законы человеческие изменить естественные, врожденные отличия между полами или отрицать социальную связь, существующую между воспроизведением потомства и браком.

Как однополый брак повлияет на религиозную свободу?

В процессе легализации однополых браков как гражданского права, государственные органы также приняли большое количество других законодательных актов, направленных на недопущение дискриминации однополых пар. Эти акты возлагают тяжелую ношу на индивидуальное самосознание и на религиозные организации. [13]

Однополый брак и законодательство о недискриминации уже привели к многочисленным юридическим коллизиям с правом на свободу слова и правом действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями. Например, адвокаты и представители органов государственной власти в некоторых штатах США  оспорили существовавшее долгое время право религиозных агентств по усыновлению действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, передавая детей на усыновление только в семьи, где есть и отец, и мать. Как следствие этого, католические благотворительные организации в нескольких штатах были вынуждены отказаться от услуг по усыновлению, чтобы не быть вынужденными передавать детей на усыновление в однополые семьи. [14]

В США, Первая поправка к Конституции, гарантирующая свободу совести, подвергается нападкам со стороны сторонников однополых браков. Некоторые из этих сторонников выступают за то, чтобы религиозные организации, не согласные с такими браками, были лишены налоговых льгот и освобождения от уплаты налогов. [15] Первая поправка, возможно, защитит  представителей духовенства от принуждения совершать обряды бракосочетания в отношении однополых пар, но другие верующие сталкиваются и, скорее всего, будут продолжать сталкиваться с давлением и санкциями, накладываемыми органами государственной власти. Подобная судьба ждет и другие связанные с церквями образовательные и иные учреждения. Например, консультант из шт. Джорджия, работавшая по договору с Центром по предотвращению распространения заболеваний, была уволен, когда выяснилось, что она приняла решение направить клиента, состоящего в однополых отношениях, к другому консультанту. В шт. Нью-Джерси миссионерская организация потеряла свой статус организации, освобожденной от уплаты налогов, за отказ в предоставлении лесбийской паре своего помещения для организации свадьбы. В шт. Нью-Мексико Комиссия по правам человеке наложила взыскание на коммерческого фотографа за отказ фотографировать церемонию бракосочетания однополой пары. Когда государственные школы в Массачусетсе начали рассказывать школьникам о регистрации браков между однополыми парами, Апелляционный суд постановил, что родители не имеют права отказаться от посещения ребенком данных занятий. [16]

Другие подобные ограничения религиозной свободы уже стали реальностью на социальном и законодательном уровнях в странах Европы, и Европарламент рекомендовал, чтобы законы, защищающие статус однополых пар, были единообразно приняты во всех странах Евросоюза. [17] Там, где однополый брак признается гражданским правом, это неизменно приводит к конфликту с правами верующих, и право на свободу религии умаляется.

Как однополый брак может повлиять на общество?

Возможные ограничения свободы вероисповедания – это не единственные общественные последствия легализации однополого брака. Возможно, самый распространённый аргумент, приводимый сторонниками однополого брака, – это то, что от однополого брака по сути нет никакого вреда, и он никоим образом не повлияет на институт традиционного гетеросексуального брака. Распространенное высказывание: «Это вас никак не коснется, так какое же вам до этого дело?» Может, это и верно, что легализация однополых союзов не окажет немедленного и непосредственного влияния на уже заключенные браки, но настоящий вопрос заключается в том, как это повлияет на общество в целом со временем, включая подрастающее  и будущие поколения.

Помимо очень серьезного последствия от разрушения и ослабления священной природы брака между мужчиной и женщиной, существует много практических последствий в сфере общественных интересов, которые вызовут глубокое беспокойство у родителей и в обществе в целом. [18] Когда государственные органы  легализуют однополый брак как гражданское право, они с большой долей вероятности также принимают значительное количество других законодательных актов в обеспечение его исполнения. Последствия, к которым приводят эти законодательные нормы, являются критическими для понимания всей серьезности оправдания однополого брака.

Самым важным вопросом со стороны общества должен быть вопрос о том, какая атмосфера лучше подходит для ребенка и для подрастающего поколения? Несмотря на то, что некоторые однополые пары получат опекунство над детьми, традиционный брак дает детям прочную и общепризнанную социальную идентификацию. [19]  При этом более вероятно, что дети смогут четко осознать свою половую принадлежность, и сексуальность будет тесно связана как с любовью, так и с продолжением рода. Напротив, легализация однополого брака со временем может нарушить социальную идентификацию, половое развитие и моральный характер детей. Ни один диалог на эту тему не может состояться без того, чтобы не принимать во внимание долгосрочные последствия для детей.

Как один из примеров того, какое неблагоприятное влияние будет оказано на детей, – признание однополого брака в качестве гражданского права неизбежно потребует внесения обязательных изменений в школьную программу. Если государство говорит, что однополые союзы эквивалентны гетеросексуальным бракам, программа государственных школ должна будет поддерживать это заявление. [20] Такое произошло уже во многих местах, где, начиная с начальных и до старших классов детей учат тому, что брак можно определить как законный союз между двумя взрослыми любого пола, что определение брака может со временем меняться, и что в некоторых случаях сексуальные отношения по взаимному согласию нейтральны с точки зрения морали.  [21] В дополнение к этому, во многих местах школы не обязаны уведомлять родителей о данной программе обучения или предоставлять право родителям отказаться от посещения ребенком данных уроков. [22] Такие изменения уже приводят к серьезному конфликту между программой светской школьной системы и правом  родителей на обучение их детей твердым нравственным нормам.

На протяжении мировой истории семья служила основным оплотом свободы человека. Стены дома предоставляют защиту от вредного общественного влияния, а порой и от выходящей за пределы власти государства. При отсутствии жестокого обращения или пренебрежения государство не имеет права вмешиваться в воспитание и нравственное образование детей в семье. Крепкие, независимые семьи имеют наиважнейшее значение для политической и религиозной свободы.

Доброта и вежливость

Церковь признает, что однополый брак и связанные с ним вопросы могут порождать разногласия и причинять боль. Стараясь защищать брак между мужчиной и женщиной, члены Церкви должны проявлять уважение, доброту и быть вежливыми с теми, чья точка зрения по этому вопросу отличается от их собственной.

Церковь выступала в поддержку прав однополых пар на «госпитализацию, медицинское обслуживание, жилье, трудоустройство, наследство постольку, поскольку эти права не нарушают целостность традиционной семьи или конституционных прав, принадлежащих церквям. [23] Например, в Солт-Лейк-Сити, Церковь поддержала постановления в защиту прав гомосексуалистов на жилье и трудоустройство. [24]

Утверждение Церкви о том, чтоб брак – это союз мужчины и женщины, «не представляет собой и ни в коей мере не поддерживает проявление какой-либо вражды по отношению к гомосексуалистам и лесбиянкам». [25]Члены Церкви должны относиться гуманно и с любовью ко всем. Они могут проявлять искреннюю любовь и доброту к членам семьи, друзьям и другим людям нетрадиционной сексуальной ориентации, но, в то же время, не одобрять изменения понятия брака.

Заключение

Крепкие, стабильные семьи, возглавляемые отцом и матерью, – это якорь цивилизованного общества. Когда брак подрывается смешением полов и искажением данного ему Богом значения, для подрастающего поколения детей и молодежи будет все труднее развивать в себе свою природную индивидуальность как мужчины или женщины. Некоторым будет труднее ухаживать, создавать крепкие семьи и воспитывать еще одно поколение, полное нравственной силы и воли.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, наряду со многими другими церквями, организациями и отдельными лицами, решила принять участие в защите святости брака между мужчиной и женщиной, потому что это  серьезный нравственный вопрос, который имеет важнейшее значение для нашей религии и для будущего нашего общества.

Заключительные слова в Воззвании к миру, посвященному семье, – это предупреждение миру от Первого Президентства и Кворума Двенадцати Апостолов: “Мы призываем достойных граждан и государственных служащих всего мира принять все меры, направленные на сохранение и укрепление семьи как основной ячейки общества”. [26]

Этот документ является измененной и дополненной версией документа под названием «Божественный институт брака», который был впервые опубликован Церковью в 2008 году.

 

Источники

[1] «Семья. Воззвание к миру»

[2] От Матфея 19:4–5.

[3] Бытие 1:28.

[4] См. M. Russell Ballard, “What Matters Most Is What Lasts Longest,” Ensign, Nov. 2005, 41–44.

[5] «Всеобщая декларация прав человека», принятая  резолюцией 127 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН  10 декабря 1948 года.

[6] David Blankenhorn, Fatherless America: Confronting Our Most Urgent Social Problem (New York: Basic Books, 1995); Maggie Gallagher and Joshua K. Baker, “Do Moms and Dads Matter? Evidence from the Social Sciences on Family Structure and the Best Interests of the Child,” Margins Law Journal 4:161 (2004); Mark Regnerus, “How Different Are the Adult Children of Parents Who Have Same-Sex Relationships? Findings from the New Family Structures Study,” Social Science Research 41:4 (July 2012): 752–70; Regnerus, “Parental Same-Sex Relationships, Family Instability, and Subsequent Life Outcomes for Adult Children: Answering the Critics of the New Family Structures Study with Additional Analyses,” Social Science Research 41:6 (Nov. 2012): 1367–77; W. B. Wilcox, J. R. Anderson, W. Doherty, et al., Why Marriage Matters, Third Edition: Thirty Conclusions from the Social Sciences (New York: Institute for American Values and National Marriage Project, 2011); M. E. Scott, L. F. DeRose, L. H. Lippman, and E. Cook, Two, One, or No Parents? Children’s Living Arrangements and Educational Outcomes around the World(Washington, D.C.: Child Trends, 2013; worldfamilymap.org/2013/articles/essay/two-one-or-no-parents); Andrew J. Cherlin, The Marriage-Go-Round: The State of Marriage and the Family in America Today (New York: Alfred A. Knopf, 2009).

[7] David Popenoe, Life Without Father (New York: The Free Press, 1996), 146.

[8] См. J. A. Martin, B. E. Hamilton, M. J. K. Osterman, et al. Births: Final Data for 2012. National Vital Statistics Reports; vol. 62, no. 9 (Hyattsville, MD: National Center for Health Statistics, 2013).

[9] См. Sherif Girgis, “Check Your Blind Spot: What Is Marriage?” Marriage, Feb. 15, 2013; thepublicdiscourse.com/2013/02/7942/; Lynn Wardle, “The Attack on Marriage as the Union of a Man and a Woman,” North Dakota Law Review, vol. 83 (June 2008): 1364–92; David Blankenhorn,The Future of Marriage (2007); Lynn Wardle, ed., What’s the Harm? Does Legalizing Same-Sex Marriage Really Harm Individuals, Families, or Society? (2008); R.R. Reno, “The Future of Marriage,” First Things, Jan. 2013, 3–4; Richard Neuhaus, “Disingenuousness and Clarity,” On the Square, May 30, 2008; firstthings.com/onthesquare/2008/05/disingenuousness-and-clarity.

[10] См. Даллин Х. Оукс «Не иметь других богов», «Лиахона», ноябрь 2013, 72–75.

[11] См. Dallin H. Oaks, “Weightier Matters,” Ensign, Jan. 2001, 17.

[12] от Иоанна 8:11.

[13] См. Douglas Laycock, Anthony R. Picarello Jr., and Robin F. Wilson, eds., Same-Sex Marriage and Religious Liberty, Emerging Conflicts (Lanham, Maryland: Rowman and Littlefield, 2008).

[14] См. http://www.usccb.org/issues-and-action/religious-liberty/upload/RL-Adoption-Services-Fact-Sheet-2015.pdf

[15] См. Jonathan Turley, “An Unholy Union: Same-Sex Marriage and the Use of Governmental Programs to Penalize Religious Groups with Unpopular Practices,” in Laycock, Picarello, and Wilson, eds., Same-Sex Marriage and Religious Liberty: Emerging Conflicts, 59–76.

[16] Sherif Girgis, Ryan T. Anderson, and Robert P. George, What Is Marriage? Man and Woman: A Defense (New York and London: Encounter Books, 2012), 62–64.

[17] See Roger Trigg, Equality, Freedom, and Religion (London and New York: Oxford University Press, 2012); The Observatory on Intolerance and Discrimination against Christians in Europe,Report 2012 (Vienna, Austria, 2013); “European Parliament Resolution on Homophobia in Europe,” adopted Jan. 18, 2006.

[18] См. Girgis, Anderson, and George, What Is Marriage? Man and Woman: A Defense.

[19] См. ссылку  6.

[20] Charles Russo, “Same-Sex Marriage and Public School Curricula: Preserving Parental Rights to Direct the Education of Their Children,” University of Dayton Law Review, vol. 32 (Spring 2007): 361–84.

[21] Gerry Shih, “Clashes Pit Parents vs. Gay-Friendly Curriculums in Schools,” The New York Times, Mar. 3, 2011, page A21A; John Smoot, “Children Need Our Marriage Tradition,” Public Discourse, June 13, 2013; thepublicdiscourse.com/2013/06/10344/; Challenging Homophobia and Heterosexism: A K-12 Curriculum Resource Guide, Toronto District School Board (2011).

[22] Parker v. Hurley, 514 F. 3d 87 (1st Cir. 2008); Fields v. Palmdale School District, 427 F.3d 1197 (9th Cir. 2005).

[23] mormonnewsroom.org/article/church-responds-to-same-sex-marriage-votes.

[24] См. mormonnewsroom.org/ldsnewsroom/eng/news-releases-stories/statement-given-to-salt-lake-city-council-on-nondiscrimination-ordinances.

[25] mormonnewsroom.org/article/church-responds-to-same-sex-marriage-votes.

[26] «Семья. Воззвание к миру»

 

Примечание по стилю изложения:Рассказывая о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, просьба при первичном упоминании приводить полное наименование Церкви. Чтобы получить дополнительные сведения относительно порядка использования названия Церкви, обращайтесь в Интернете к нашему Руководство по стилю оформления.