Комментарий

О важности диалога

В одном из недавних интервью музыкант Линдси Стирлинг так сказала о вере: «Это скрепа моей жизни, которая помогает мне сохранить себя в постоянно меняющемся мире». Рассказывая о реакции фанатов на ее приверженность мормонизму, актриса заметила:

«Когда я делюсь этим, мне интересно наблюдать, как они говорят либо: “Молодец, хорошо, что ты веришь в Бога”, либо: “Ой, ты меня разочаровала” – немного грустно, что разговор о религии так резко разделяет людей».

Это разделение, хоть и вызывает беспокойство, не так ужасно, как может показаться. Человек, которого раздражают разговоры о религии, необязательно атеист. Авторитетный исследовательский центр Pew Research Center утверждает, что люди, не относящие себя ни к какой религии, по большей части избегают религиозной практики, и чем они моложе, тем более мрачным видится это обстоятельство адептам какой-либо церкви. Только 38 процентов представителей поколения двухтысячных годов, рожденных в 1990 – 1996 годах, говорят, что религия важна в их жизни. Но следует отметить, что 61 процент не ассоциирующих себя ни с какой религией верят в Бога.

Если лишь четверть или менее представителей поколения двухтысячных читают Священные Писания, молятся хотя бы раз в неделю или полагаются на религиозные учения в поисках нравственного руководства – можно предположить, что их мнение об организованной религии обусловлено отсутствием у них религиозного опыта. Они редко знают о религии больше, чем написано в заголовках газетных статей.

Помочь не принадлежащим ни к какой церкви понять религию и ее мотивы с большой долей вероятности (хотя и не гарантированно) можно будет тогда, когда воцерковленные не просто знают, во что и почему они верят, но и объясняют это настолько ясно, что их нельзя понять неправильно.

Хочется верить в результат, который один автор охарактеризовал как «эффективное ведение диалога и упорная работа над достижением настоящего понимания и долговечного согласия». Однако истинное понимание религии – это намного больше, чем исчерпывающее описание верований. Здесь важны взаимодействие, благие деяния и доверие, которого удостаиваются зарекомендовавшие себя.

Все незнакомое людей часто отталкивает или даже пугает. Поэтому неудивительно, что многие из не имеющих опыта религиозной жизни не только не будут считать организованную религию чем-то значительным, но и само провозглашение веры могут воспринимать как нечто бессмысленное или угрожающее.

Вероятно, недопонимание можно свести на нет, а взаимоуважение повысить, если обе стороны чаще будут пробовать представить себе мысли и чувства другого. Раввин Джонатан Сакс описывает это так: «Поставьте себя на место тех, кого вы презираете, жалеете или просто не понимаете». Каково это, быть другим человеком? Почему он думает и поступает именно так? Без должного взаимодействия с такими людьми мы не сможем понять их убеждения, культуру и опыт.

То, что глава Комиссии по этике и религиозной свободе Южной баптистской конвенции Рассел Мур говорит о несогласных с христианским пониманием семьи, применимо и ко многим из тех, кто не понимает актуального опыта религиозной жизни. «[Они] не являются участниками какого-то заговора, словно суперзлодеи из мультфильмов, строящие козни в своем логове. Они, подобно нам, ищут путь, который кажется им верным. Мы должны любить не разделяющих наши убеждения, в том числе и тех, кто считает нас фанатиками. Они нам не враги». А Дэниел Марк, эксперт по свободе вероисповедания, добавляет: «Вот что невероятно просто и верно: если бы люди лучше узнали друг друга, было бы намного больше взаимоуважения».

Но для снятия напряженности между верующими и неверующими недостаточно просто поменяться ролями и увидеть друг в друге людей. Ключевую роль здесь играет объяснение, во что, почему и как мы верим, и описание нашего опыта.

Наши мысли, слова и поступки уникальным образом вплетены в ткань повседневной жизни. Все это нам настолько привычно, что кажется, будто все понимают нашу систему верований, терминологию и мотивы, на которые мы опираемся. Но, возможно, не все так просто. Как известно каждому верующему, традиции мировых религий многочисленны и разнообразны. Самым преданным последователям той или иной религии требуется вся жизнь, чтобы глубоко постичь их.

Президент Дитер Ф. Ухтдорф, член Первого Президентства Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), учит, что те, кто «переста[ет] спрашивать, переста[ет] думать, переста[ет] размышлять», могут «помешать» Небесному руководству. Как верующие мы должны заглядывать ввысь и в себя, спрашивая, знаем ли мы достаточно о наших верованиях и практиках, чтобы понятно рассказывать о них как близким, так и  незнакомым. Готовы ли мы, как говорит Апостол Петр, «всегда… всякому, требующему у [нас] отчета в [нашем] уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»?

Мы должны излагать свои убеждения друг другу и представителям внешнего мира, держа в уме высказывание Мура о необходимости «выражать то, что мы когда-то уяснили». Например, убеждение в том, что брак должен заключаться между мужчиной и женщиной, для многих уже неочевидно. Понимая, что не все разделяют наши убеждения, руководители Святых последних дней подготовили материалы, объясняющие божественность института брака. При этом подчеркивается, как важно оказывать уважение тем, кто имеет другую точку зрения по этому вопросу.

Нам также стоит помнить мудрость новозаветного Апостола Павла, учившего первых Святых, что их учения должны быть преподнесены «с благодатию, [и] приправлен[ы] солью».

Примечание по стилю изложения:Рассказывая о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, просьба при первичном упоминании приводить полное наименование Церкви. Чтобы получить дополнительные сведения относительно порядка использования названия Церкви, обращайтесь в Интернете к нашему Руководство по стилю оформления.